Как помочь ребенку наладить контроль над физиологическими потребностями.
У многих детей, которые уже достаточно давно приучены ходить в туалет на горшок или в унитаз, то и дело случаются промахи, которые не могут не беспокоить родителей.
Причины
Беспокойство родителей понятно, ведь речь не о годовалом ребенке, который только проходит этап приучения к горшку. Почему ребенок, для которого самостоятельное посещение туалета стало уже делом привычки, то и дело просыпается утром мокрым или не успевает добежать в детском саду?
На самом деле, хоть приучение к горшку обычно начинается в возрасте около года, навык этот окончательно формируется у ребенка лишь к 5-6 годам, а в некоторых случаях и позже. Это означает, что ребенок уже умеет различать сигналы своего организма, но не так явно, как это делает взрослый человек. Поэтому любые помехи могут внести свой вклад. И чем младше ребенок, тем более незначительных помех достаточно.
Иначе говоря, ребенок может оказаться мокрым в ситуациях, когда сигнал организма не смог достучаться до его сознания.
- Ребенок спит. Во время глубокого сна и взрослые люди гораздо менее чувствительны к голосу тела, можно вспомнить, как мы можем до боли отлежать руку или ногу, не заметив этого. - Ребенок сильно увлечен. Когда малыш очень увлечен игрой, общением, просмотром телевизора и т.д., он тоже может не различить свои потребности. - Ребенок испытывает стресс. Волнение в новом детском коллективе, переезд, переживание рождения младшего ребенка или других изменений в семье — любые стрессы слишком занимают сознание ребенка, чтобы он мог быть достаточно чувствительным к физиологическим потребностям. - Полный отказ от памперсов произошел совсем недавно (менее двух месяцев), и ребенок еще не успел перестроиться.
Кроме того, важно различать случаи, когда малыш прекрасно осознавал свои импульсы, но по каким-то причинам не пошел в туалет. Чаще всего, речь о страхах в детском саду («А вдруг нельзя сейчас уходить с занятия?», «Во время сончаса вставать нельзя»), но подобные же страхи могут проявиться и дома.
Безусловно, отдельно следует исключить причины физиологического характера, проконсультировавшись с детским урологом и неврологом.
Как реагировать
Исходя из описанных выше причин понятно, что ребенок не виноват в своих промахах.
Усилием воли он не может заставить свой организм работать иначе, а психику — побыстрее дозреть. Поэтому реакция родителей должна быть спокойной. Ругать ребенка в таких ситуациях — это еще больше усиливать психическое напряжение и усугублять проблему.
При этом неправильным будет и игнорирование проблемы. Обязательно нужно обратить внимание ребенка на то, что он оказался мокрым, сказать ему о возможных причинах. В зависимости от возраста малыша можно подобрать слова для того, чтобы рассказать ему о его организме, о том, как его мозг получает сигналы и реагирует на них.
Пристыживанием и упреками проблему не решить, задача родителей — разобраться в причинах, найти помехи и постепенно справиться с ними.
Как помочь
Навык формируется со временем, и кардинально решить проблему практически невозможно, пока психика ребенка не дозреет до хорошего уровня контроля над физиологическими процессами. Особенно это акутально в отношении детей 2-3-летнего возраста, в редких случаях дети этого возраста уже способны к полностью самостоятельной регуляции.
Однако ребенку можно помочь лучше слышать сигналы своего организма.
Замечайте сами сигналы, когда ребенок только-только захотел в туалет. Обычно маленький ребенок бежит в туалет, когда уже хочет очень сильно. Помогайте ему услышать этот сигнал раньше. Можно просто сказать: «Остановись, прислушайся к своему организму», зафиксировав внимание ребенка. Постепенно он научится слышать все более слабые позывы. Если проблемы чаще всего случаются ночью, постарайтесь найти возможность последить за малышом во время сна. Увидев первые признаки (ребенок закрутился, засуетился, постанывает и т.д.), можно разбудить его и отвести в туалет. Безусловно, это очень трудоемкая мера, но обычно нескольких раз достаточно, чтобы ребенок привык сам чувствовать позывы в туалет даже во сне, к тому же это чаще всего происходит примерно в одно и то же время. Обязательно замечайте успехи малыша, его прогресс в управлении собой. Перехваливать не стоит, но обратить на это внимание необходимо, закрепив положительный опыт.
Источник - информации.