Первый год жизни – очень важный для малыша, сложный и ответственный для мамы. Непосредственно о воспитании в возрасте до года говорить еще рано, но есть основные моменты во взаимодействии с ребенком, о которых нужно знать всем родителям.
Воспитание до года: доверие и безопасность
Психолог Эрик Эриксон ввел одно из ключевых понятий в психологии – базовое доверие к миру. И формируется оно именно в первый год жизни малыша.
Иначе говоря, годовалый ребенок уже имеет установку, которая дальше сопровождает его всю жизнь – каков мир по отношению к нему, добрый и открытый или враждебный и пугающий. Базовое доверие к миру делает человека уверенным в себе, оптимистичным, активным.
Человек воспринимает мир с доверием и открытостью, если в первый год жизни он чувствовал постоянный контакт с близким взрослым, прежде всего с мамой. В силах любящего взрослого сделать мир ребенка безопасным, понятным, предсказуемым.
Это ощущение формируется у малыша, если мама рядом, когда она нужна, вовремя откликается на его потребности, дает много эмоционального тепла и физического контакта.
Воспитывая ребенка до года, очень важно помнить, что он действительно нуждается почти в постоянном присутствии мамы рядом. Время для младенца течет иначе, и в первые месяцы отсутствие мамы в течение 5-6 часов может быть воспринято ребенком как окончательная потеря близкого со всеми вытекающими из этого психологическими последствиями.
Многое зависит и от эмоционального состояния самой мамы, младенец очень хорошо чувствует и перенимает его. Если мама часто тревожна, беспокойна, напряжена, ребенок тоже не сможет быть спокойным и уравновешенным.
Развитие ребенка до года
Главное в развитии маленького ребенка – это дать ему возможность познавать мир во всем его многообразии. Не нужно заниматься целенаправленным воспитанием и обучением ребенка, которому еще нет и года. Развивается в этом возрасте прежде всего восприятие, органы чувств.
Задача родителей – дать ребенку такую возможность. Пусть ребенок видит много цветов и интересных объектов, слушает с вами музыку и голоса птиц, пробует на ощупь, запах и вкус самые разные текстуры и материалы. Это все, что нужно младенцу. Развивать память или мышление какими-либо специальными методами не нужно и бессмысленно.
Очень важно много разговаривать с ребенком, комментируя свои действия, вступая в диалог, даже если малыш пока не может ответить словами. Это та основа, на которой в будущем сформируется речь ребенка.
Во второй половине года уже можно играть с ребенком в простейшие пальчиковые игры, «ладушки», собирать простые «пирамидки» и так далее. Все игры, предназначенные для этого возраста, прежде всего развивают моторику и восприятие малыша.
Занимаясь с ребенком, обязательно поощряйте, хвалите его, радуйтесь его успехам и помогайте во всем, что ребенку трудно.
В ежедневных ритуалах можно уже в этом возрасте воспитать основы аккуратности и привычки к чистоте, но требовать от ребенка до года убрать за собой игрушки или самостоятельно помыть руки, конечно, не нужно.
Воспитание до года – это в первую очередь эмоциональный контакт ребенка с мамой и папой, совместное познание мира.
Источник - информации.