Появление на свет ребенка с ранним детским аутизмом – серьезное испытание для родителей. После шока от полученной информации приходит осознание того, что данное заболевание все же можно скорректировать, хотя полностью вылечить такого малыша не представляется возможным. В данной статье расскажем об основных аспектах, которые включает в себя коррекция раннего детского аутизма.
Медикаментозная коррекция
Данный способ борьбы с аутизмом у малыша применяется лишь в случае необходимости и строится по синдромальному принципу. В этом плане ребенку могут назначаться противосудорожные медикаменты, антипсихотические средства и психостимуляторы. Хорошим подспорьем в лечении являются также курсы электроакупунктуры. Что же касается экспериментальной методики лечения аутизма при помощи безглютеновой и безказеиновой диеты, то эти методы коррекции широко распространены, хотя их эффективность клинически не подтверждена.
Психолого-педагогическая коррекция
Основная роль в лечении раннего детского аутизма отводится работе с психологами, логопедами и дефектологами. Для таких детишек разрабатываются специальные программы, которые с успехом применяются в специализированных дошкольных учреждениях. Психологическая коррекция включает в себя:
устранение эмоционального и сенсорного дискомфорта, страхов и тревог; избавление от отрицательных форм поведения (негативизма и агрессии); стимуляцию психогенной активности пациента, направленную на взаимодействие с окружающими; формирование у аутичного ребенка целенаправленного поведения.
Педагогическая коррекция включает в себя:
- формирование взаимодействия с педагогом; - формирование у страдающего аутизмом малыша навыков самообслуживания; - коррекцию недоразвития речи, внимания, моторики или восприятия у детей с аутизмом.
Среди распространенных методов терапии выделяют: игротерапию, арт-терапию и музыкотерапию, логоритмику и трудотерапию. Большую пользу приносит общение с дельфинами и лошадьми (дельфинотерапия и иппотерапия). Рекомендуются также занятия плаванием, позволяющие аутичному ребенку приспособиться к изменениям окружающей среды.
Поведенческая коррекция аутизма
Данная методика лечения «детей дождя», получила широкое распространение в США и странах Западной Европы. Именно на Западе впервые пришли к выводу, что поведенческий подход в лечении аутизма у детей дает высокий процент вывода таких пациентов на уровень самостоятельной жизни. В поведенческой терапии выделяется два ключевых направления:
- оперантное обучение; - TEACCH-программа.
Оперантное обучение
Этот вид коррекции призван обучить аутичных детей социально-бытовому поведению, через отдельные простые операции, которые постепенно объединяются. Проще говоря, оперантное обучение – это система поощрений и наказаний, благодаря которой у ребенка вырабатывается определенный тип поведения. Как показывает статистика, данный подход дает возможность детишкам с рассматриваемым заболеванием овладеть школьной программой и получить шанс успешно трудиться и даже зарабатывать себе на существование. Имеются факты, поступления подростков с аутизмом в колледжи и университеты как раз после оперантного обучения.
TEACCH-программа
Альтернативой оперантному обучению является TEACCH-программа. Ее разработчики пришли к выводу, что в борьбе с аутизмом усилия нужно направлять не на адаптацию такого ребенка к окружающему миру, а на создание особых условий его существования. Такая программа не обеспечивает высокого уровня адаптации к реальному миру, но дает возможность человеку, больному аутизмом, жить самостоятельно и независимо в специально созданных для него искусственных условиях. Как правило, естественной средой обитания для пациента становятся его дом, а значит, TEACCH-программа подразумевает серьезную работу с родителями. Такая коррекция направлена на освоение простых бытовых навыков, причем далеко не всегда специалисты считают целесообразным обучать ребенка речи, главное четко структурировать его пространство и время.
Каждый из рассмотренных методов имеет свои плюсы. Важно лишь не забывать, что коррекция раннего детского аутизма – длительный и трудоемкий процесс, в котором обязательно должны принимать участие родители малыша, как самые близкие ему люди.