Мотивация к школе: должен ли ребенок хотеть идти в школу
Диагностируя школьную готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации к школе.
Лучшим мотивом для успешности обучения является интерес к учебе, к получению новых знаний. Однако этот мотив лидирует в 6-7-летнем возрасте не так часто. «Мне хочется побыстрее пойти в школу, потому что там я узнаю много нового», — объясняет ребенок при наличии такого мотива.
Мотивация к школе: какие могут быть мотивы
Благоприятным мотивом считается желание ребенка получить новый статус («В школе я буду уже большой» — может сформулировать ребенок). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать маму».
Оба эти мотива характеризуют достаточный уровень готовности к школьному обучению. Обычно их хватает на первое время, потом же может развиться и интерес к самой учебе, если, конечно, педагоги (при помощи родителей) сработают грамотно.
Не самая лучшая ситуация, когда у ребенка ярко преобладает игровой мотив. Например, ребенок может говорить: «Я хочу пойти в школу, потому что там можно будет поиграть с друзьями».
А на его рисунках на тему школы из школьной атрибутики можно будет увидеть лишь здание самой школы, в центре же рисунка – ребята, играющие на переменах или в школьном дворе. При эмоционально позитивном отношении к школе такая мотивация говорит о низком уровне готовности.
Если ребенок вообще не хочет в школу
Чем бы это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно сказаться на эффективности обучения. Эмоционально негативное отношение к чему бы то ни было не дает нам увидеть в этом объекте что-то интересное, оно попросту ставит стену между нами и этим предметом или занятием. Так или иначе, важно сформировать у ребенка позитивное отношение к его новой роли, к школе в целом.
Если ребенок заявляет, что не хочет в школу, крайне важно разобраться в причинах. Какие они могут быть? В первую очередь попробуйте понять, идет ли речь о конкретной школе или вообще о необходимости учиться. Настрой ребенка по поводу конкретной школы или учителя, если ребенок с ними уже знаком, например благодаря подготовительным занятиям, игнорировать нельзя. Если невозможно его изменить, правильнее будет сменить школу и/или педагога.
Иногда дети сожалеют о расставании с детсадовскими друзьями или испытывают страх перед новыми контактами («А вдруг я там ни с кем не подружусь?» — переживает малыш). Эти страхи преодолимы, но важно справиться с ними до поступления в школу, чтобы настрой ребенка изменился.
Разговаривайте с ребенком о его опасениях, не принижая их значимости (нет смысла просто отвечать «Да все это ерунда» или что-то в том же духе). Расскажите о собственном опыте установления контактов в школе. Наконец, можно даже разработать целый план по тому, как найти новых друзей.
Негативное отношение к школе может иметь и более глубокие причины. Иногда оно проявляется, если ребенка с раннего возраста запугивали школой.
Иногда основано на ненормально заниженной самооценке, когда ребенок уверен, что не справится с учебой, будет двоечником, над ним будут все смеяться и так далее. Такая ситуация требует вмешательства детского психолога, причем позаниматься с психологом нужно также еще до поступления в школу, а лучше сразу же, как ребенок начнет высказывать такое отношение к школе и к самому себе.
Можно ли развить мотивацию к школе
В первую очередь нужно просто не мешать мотивации к школе формироваться. Не запугивать школой, не перегружать учебными занятиями дошкольника, не накручивать ребенка фразами о важности будущих отметок. Родители иногда делают это неосознанно.
Например, в семье может прижиться привычка говорить: «Ай-яй-яй, вот в школу пойдешь – там тебя быстро научат, как себя вести» или «Если не научишься аккуратно делать, будешь одни двойки получать». Такое стимулирование может и дать свои результаты, но вот отношение к школе заранее испортит.
Полезны для развития мотивации к школе в дошкольном возрасте беседы о школе, игры в школу – все это обычно очень интересно 5-6-летним детям. С большим воодушевлением воспринимают дети и рассказы мамы и папы об их собственной школьной жизни, ее радостях, достижениях, проблемах и их успешном преодолении.
Источник - информации.