Синдром Аспергера — одно из пяти нарушений психического развития, относящееся к расстройствам аутистического спектра. Внешне это заболевание часто сравнивают с легкими формами аутизма, при которых способность к социальным коммуникациям и взаимодействиям отчасти сохранена.
Дети с синдромом Аспергера развиваются согласно возрастным нормам, не страдая значимыми расстройствами в сфере социального поведения, интеллектуального развития, познавательной деятельности, а также сохраняя естественный ритм развития речи. Однако характерные симптомы позволяют отнести изменения в психике этих детей к аутистическим расстройствам. Эти расстройства выражены не так ярко и критично, как при аутизме, но достаточно сильно, чтобы осложнить жизнь.
Причины развития синдрома Аспергера
Причины этого синдрома сходны с причинами появления всех заболеваний аутистического спектра. Основную роль в их возникновении играет сочетание воздействия генетических факторов, токсических веществ и биологических агентов, которые могут оказывать влияние на плод в первые месяцы развития.
Впервые диагноз «синдром Аспергера» предложила применять психиатр Лорна Уинг в 1981 году. Синдром получил название в честь знаменитого детского психиатра Г. Аспергера, который впервые описал похожее расстройство.
Как проявляется синдром Аспергера
Люди с расстройством Аспергера испытывают трудности в трех основных областях. К ним относятся:
Наиболее часто синдром Аспергера диагностируется у дошкольников и детей младшего школьного возраста (от 5 до 11 лет).
Социальные сложности
Дети и взрослые с синдромом Аспергера обычно тяжело справляются с невербальной коммуникацией, которая не составляет труда для обычного человека. Такие люди тяжело воспринимают язык тела, выражение лица и глаз. Они не только не умеют «считывать» понятные для других реакции партнеров (не осознавая, например, что собеседнику наскучил разговор или беспокоит близкая дистанция во время беседы), но и сами не способны подавать подобные сигналы.
Вербальное общение тоже страдает. Люди с синдромом Аспергера воспринимают все сказанное в его непосредственном значении. Им трудно или невозможно понять, что именно другой человек имеет в виду, если он не говорит прямо. Такую особенность порой именуют «социальной слепотой».
Несмотря на богатый словарный запас, у таких людей есть проблемы с пониманием образной речи. Смысл большинства образных выражений, метафор, поговорок для них не поддается раскрытию. У них нет естественной способности видеть и чувствовать подтекст социального взаимодействия.
Юные и взрослые Аспергеры создают впечатление одиноких и нелюдимых, хотя на самом деле они очень нуждаются в дружбе. Но поддержание дружеских отношений – слишком тяжелая ноша для них. Сложности в вербальной и невербальной коммуникации приводят их к вынужденной изоляции.
Повторяющееся и ограниченное поведение
Люди с синдромом Аспергера склонны следовать заранее заведенному шаблону, даже если таковой потерял какой-либо смысл. Нарушение порядка действий оказывает угнетающее и парализующее воздействие на детей и взрослых, идет ли речь о порядке подготовки к умыванию или о порядке начала важного проекта.
Кроме того, для Аспергеров очень важна организованность во всем: они скрупулезно раскладывают вещи в им одним известном порядке (предметы на офисном столе, вещи в шкафу и т.д.) и стараются тщательно планировать свой режим дня.
Такие люди часто сохраняют повторяющиеся навязчивые движения, снимающие тревогу и появляющиеся в напряженных ситуациях (накручивание волос на палец, постукивание пальцами, раскачивание взад-вперед). Для них характерно частое «застревание» на движущихся предметах – колеса транспорта, стеклоочистители, мелькающие в окне столбы.
Некоторые другие симптомы, которые часто связаны с синдромом Аспергера, включают:
- неуклюжесть и практически полное отсутствие предрасположенности к тем видам деятельности, которые требуют пластичности, чувства ритма и гибкости (спорт, танцы, катание на лыжах и коньках); - наукообразность, монотонность и сухость речи даже в неформальной обстановке; - патологическую чувствительность к громким звукам или сильным запахам, нежелание тактильных контактов; - наличие глубоких специальных интересов, причем интересы могут быть как специфичны, так и вполне обычны (компьютеры, математика, книги и т.д.).
Лечение синдрома Аспергера
Несмотря на споры о том, является ли синдром Аспергера самостоятельным заболеванием или высокодифференцированным вариантом аутизма, лечат таких детей и взрослых по схемам людей с аутизмом. В схемы лечения аутизма входят поведенческая терапия, изменение рациона питания и препараты, улучшающие кровообращение мозга, успокаивающие и снимающие стресс.
Источник - информации.