Паранойя – психическое расстройство, проявляющееся излишней подозрительностью, склонностью видеть злой умысел в случайном стечении событий и выстраивать теории заговоров. При этом больной сохраняет адекватность восприятия и логичность мышления в сферах, не касающихся его болезненных представлений. Паранойя может наблюдаться в виде параноидного расстройства личности, развиваться при некоторых психических заболеваниях и дегенеративных поражениях головного мозга. Кратковременная паранойя может возникать при приеме некоторых психоактивных веществ. Диагноз устанавливают на основании симптомов и данных анамнеза. Лечение – фармакотерапия, психотерапия.
Паранойя – своеобразное нарушение мышления, сопровождающееся формированием сверхценных и бредовых идей при сохранении способности к нормальному логическому мышлению в сферах, не относящихся к предмету бреда или сверхценной идеи. Больные паранойей нормально вступают в продуктивные социальные контакты и воспринимаются окружающими, как психически здоровые люди (порой – с некоторыми «странностями»), что обуславливает позднее обращение за медицинской помощью.
Зачастую пациенты впервые попадают в поле зрения врачей только после серьезного ухудшения социального положения и возникновения тяжелых конфликтов с другими людьми. Если больной паранойей обладает достаточным авторитетом в семье или на работе, его родственники, сослуживцы и подчиненные могут с доверием относиться к бредовой системе и разделять взгляды пациента (индуцированный бред), что еще больше затрудняет выявление расстройства. Диагностику и лечение паранойи осуществляют специалисты в области психиатрии.
Причины паранойи
Причиной развития паранойи являются определенные нарушения обмена в головном мозге в сочетании с исходными особенностями личности, выработанными с детства стереотипами интерпретации определенных ситуаций, привычными способами реагирования на стресс и неблагоприятными жизненными обстоятельствами. Пациенты, страдающие паранойей, с ранних лет тяжело переносят неудачи. Они склонны к завышенной самооценке, часто проявляют недовольство, не умеют прощать, слишком воинственно реагируют на любые вопросы, связанные или якобы связанные с правами личности, искажают факты, трактуя нейтральные и дружественные действия окружающих, как враждебные.
При паранойе происходит сложная трансформация собственных агрессивных импульсов и приписывание этих импульсов окружающим, только уже в другой, измененной до неузнаваемости форме. В процессе участвуют такие защитные механизмы, как проекция, реактивное образование и отрицание. Например, больной паранойей чувствует любовь к другому человеку, но испытывает потребность ее отрицать. «Я его люблю» превращается в реактивное образование «я его ненавижу» и из-за проекции поступает в сознание в форме «он меня ненавидит».
Все перечисленное становится причиной постоянных конфликтов с другими людьми. Возникает своеобразный порочный круг – пациент, страдающий паранойей, своим поведением провоцирует окружающих на агрессивные действия, а в последующем рассматривает эту агрессию, как факт, подтверждающий его картину мира. У больного паранойей формируется устойчивая система представлений: «люди действительно настроены враждебно, нужно постоянно быть начеку, нужно защищать себя, в том числе раскрывая их «черные замыслы», пока они не успели воплотить свои планы в реальность».
Чем больше ненависти, презрения и других подобных чувств «видит» пациент с паранойей в окружающем мире, тем сильнее он «защищается от врагов» и тем более неблагоприятной становится атмосфера, в которой он существует. С возрастом паранойя усугубляется, больной становится мстительным, ревнивым и подозрительным. При параноидном расстройстве личности на этом этапе нередко наступает стабилизация.
При психических расстройствах, хронических интоксикациях и дегенеративных заболеваниях головного мозга картина развития паранойи меняется. В юности и среднем возрасте параноидные особенности личности могут быть не выражены или слабо выражены. По мере прогрессирования основного заболевания характер больного постепенно ухудшается. Обычно паранойя, обусловленная другими заболеваниями и патологическими состояниями, развивается во второй половине жизни. Причиной ее возникновения может стать болезнь Альцгеймера, болезнь Гентингтона, болезнь Паркинсона, атеросклероз сосудов головного мозга, наркомания, хронический алкоголизм или прием некоторых лекарственных средств.
Паранойя может усугубляться под влиянием любых неблагоприятных жизненных обстоятельств: ухудшения отношений с супругом, развода, смерти близкого человека, проблем на работе, финансовых трудностей, неблагоприятного исхода судебного процесса и пр. На основе травмирующей ситуации больной паранойей формирует сверхценную идею или бредовую систему. При этом параноидальные идеи зачастую затрагивают только одну часть жизни, в остальных вопросах пациент сохраняет адекватность поведения и логичность суждений. Это, а также способность правдоподобно встраивать реальные обстоятельства в свою систему параноидальных преставлений, вызывает доверие окружающих, и больной паранойей (обычно – при относительно благоприятно протекающих формах расстройства) долго пытается воплотить свою систему в жизнь, не привлекая внимания специалистов.
Симптомы паранойи
Вначале формируются сверхценные идеи, связанные с определенными обстоятельствами жизни пациента. Больной паранойей может проявлять чрезмерную ревность, считать, что коллеги находятся в сговоре и сознательно мешают ему продвигаться по службе, что начальник планирует разрушить его профессиональную репутацию или нарочно не признает его выдающиеся заслуги. Паранойя нередко провоцирует конфликты с соседями, коммунальными службами и представителями официальных структур.
Пациент, страдающий паранойей, может подозревать соседей в том, что они планируют выжить его из квартиры и специально осуществляют разнообразные вредительские действия. Нетерпимость, неадекватная обстоятельствам щепетильность и воинственность в вопросах прав личности порой становятся причиной сутяжничества, в процессе которого больной паранойей подает жалобы в различные инстанции, инициирует бесконечные судебные процессы и оспаривает вынесенные судебные решения.
Больные паранойей чувствуют малейшую неискренность, легко распознают попытки что-то скрыть. Поскольку люди редко бывают полностью откровенными, а пациенты интерпретируют любой недостаток откровенности с учетом своей параноидальной системы, у них очень быстро накапливается огромное количество «компромата» на окружающих. При прогрессировании расстройства больной паранойей начинает бесконечно «сражаться» с начальством, пытаться обличить неверного мужа или жену и т.д.
Наряду с формированием сверхценных идей, наблюдаются другие изменения характера и поведения. Пациенты, страдающие паранойей, производят впечатление холодных, отчужденных. Заметна низкая способность к эмпатии, отсутствие сопереживания (за исключением тем, представляющих особый интерес). Больным паранойей трудно работать в коллективе, они постоянно отстаивают свою независимость и отвергают авторитеты. При этом они отлично видят социальные и личные связи в группе и рассматривают эти связи в контексте своих сверхценных идей.
Сверхценные идеи прогрессируют и трансформируются в персекуторный бред или бред величия. Для бреда величия характерно представление о своем могуществе, гениальности, необычной власти. При паранойе такой бред нередко проявляется убежденностью в своих исключительных способностях (профессиональных, изобретательских, творческих). При этом больной паранойей убежден в заговоре окружающих, которые всячески препятствуют раскрытию этих способностей (нарочно не печатают его произведения, не признают его изобретения и т. п.).
Содержанием персекуторного бреда является ущерб, вред или страдание, якобы причиняемое пациенту другими людьми. Больной паранойей считает, что за ним постоянно пристально наблюдают с какими-то определенными, явно злонамеренными целями. При этом, в отличие от пациентов с бредом величия, больные с персекуторным бредом очень неохотно делятся своими подозрениями с другими людьми. Бредовая система может быть полностью скрыта от окружающих либо известна только самым близким людям (супругу или ребенку). Близкие отношения искажают восприятие, родственники больного паранойей вместе с ним «погружаются» в его бредовую систему, у них развивается индуцированный бред.
В тяжелых случаях паранойя подталкивает больных к изменению образа жизни и влечет за собой снижение социального статуса. Пациенты могут прогуливать работу или увольняться, чтобы выслеживать супруга, могут тратить все свое время на хождение по инстанциям, а все свои деньги – на оплату адвокатов. При благоприятных жизненных условиях симптомы паранойи становятся менее выраженными. В неблагоприятных обстоятельствах состояния компенсации трудно достичь даже при постоянной поддержке психотерапевта или психиатра, поскольку больные паранойей крайне подозрительно относятся к людям (в том числе к врачам), тяжело меняют взгляды и убеждения.
Диагностика и лечение паранойи
В процессе диагностики психиатр тщательно исследует не только особенности мышления больного паранойей, но и причины появления сверхценной или бредовой идеи, принципы ее формирования, а также логические умозаключения пациента, лежащие в ее основе. Для решения этой задачи врач беседует с больным и тщательно собирает анамнез (при возможности – не только со слов больного, но и со слов его родственников). В рамках паранойи следует различать параноидное расстройство личности (при наличии сверхценных идей) и изолированное бредовое расстройство (при наличии бреда). Паранойю необходимо дифференцировать с параноидальным бредом при шизофрении.
В зависимости от выраженности симптоматики лечение паранойи осуществляют амбулаторно или в условиях психиатрического стационара. Основным методом лечения паранойи является фармакотерапия. Пациентам назначают нейролептики с антибредовым эффектом. При необходимости используют транквилизаторы и антидепрессанты. Следует отметить, что в большинстве случаев больные паранойей крайне неохотно соглашаются на проведение лечебных мероприятий, поскольку считают, что таким способом родные пытаются контролировать их поведение.
Пациенты, страдающие паранойей, рассматривают психиатра или психотерапевта, как представителя «враждебного лагеря», поэтому психотерапия зачастую оказывается неэффективной или малоэффективной. Достижение хотя бы минимального уровня доверия между врачом и больным паранойей занимает много времени. Решение о целесообразности психотерапии принимается индивидуально. При паранойе применяются различные методы индивидуальной психотерапии (в том числе – когнитивно-поведенческая терапия), а также семейная терапия.
Прогноз в большинстве случаев относительно неблагоприятный. Обычно паранойя является пожизненным патологическим состоянием. При параноидном расстройстве личности возможна длительная стабилизация состояния, однако с возрастом черты характера заостряются, по мере старения сверхценные идеи становятся более выраженными. При вторичной паранойе, обусловленной поражением головного мозга, состояние больного зависит от течения основного заболевания. Паранойя при хроническом алкоголизме обычно стойкая. Наиболее благоприятно протекает паранойя, обусловленная однократным или непродолжительным употреблением психоактивных веществ – в этом случае патологические проявления, как правило, быстро исчезают.
Источник - информации.