Каждый родитель мечтает видеть в своем ребенке эмоционально устойчивую личность, чтобы в дальнейшем он мог стойко переносить сложные стрессовые ситуации, которыми изобилует повседневная жизнь. Для этого применяют различные воспитательные методы, но многие детские психологические проблемы так и не удается решить. Между тем, существуют очень простые приемы и самые обычные материалы, с помощью которых можно определить, какие мысли и чувства тревожат маленького ребенка. В частности, среди психологов широкое распространение получил такой действенный метод, как песочная терапия для детей.
Принцип песочной терапии
Многие замечали, что песок притягивает детей необъяснимой магической силой. Малыши обожают ковыряться в этом мелкозернистом природном материале, выкапывать ямки, делать куличики, строить песочные замки. При работе с песком ребенок обычно сосредоточен и спокоен, поскольку занимается творческой деятельностью. На эту особенность обратил внимание известный швейцарский ученый и психолог Карл Густав Юнг, который предложил разработать концепцию песочной терапии. С этой задачей успешно справилась британский детский психолог Маргарет Левенфельд, которая распространила данную методику по всему миру.
Основной принцип такой разновидности арт-терапии – психологическая реабилитация ребенка посредством несложных игр и упражнений на песке. Создавая на этом природном материале различные творения, дети неосознанно выводят наружу свои внутренние проблемы, переживания, эмоции, чувства. Обученный психолог легко разглядит на песчаной поверхности проблему, которая мучает маленького ребенка, и поможет справиться с трудной ситуацией.
Материалы для песочной терапии
Для проведения песочной терапии используют нехитрые материалы. Это предварительно прокаленный и просеянный песок, не пропускающий воду деревянный ящик, а также игрушки. Размеры ящика не должны быть произвольными. Его идеальные габариты: 50 х 70 сантиметров. Высоту бортиков не рекомендуется делать выше 8-ми сантиметров, иначе маленькому ребенку будет трудно охватить взглядом всю площадь рабочей песчаной поверхности. Из-за таких размеров детские психологи часто называют ящик для песочной терапии «подносом». Ящик заполняют песком примерно на две трети. Если предполагается лепка фигурок из песка, отдельно подготавливают емкость с водой.
Игрушки для данного вида арт-терапии подбирают самые разнообразные, но небольшие по размерам. Обязательно должны присутствовать фигурки людей различных категорий, профессий, возраста, а также домашних животных и диких лесных обитателей. В песочной терапии непременно участвуют самолетики, машинки, архитектурные постройки (игрушечные домики, замки, башни), конструктивные соединения (камешки, веревки, лестницы). Отдельно следует подготовить различные кустики, цветочки, веточки, шишки, ракушки. Детские игрушки – это символы естественной среды обитания ребенка.
Как проводится сеанс песочной терапии
Сеансы песочной терапии могут быть индивидуальными или групповыми. Детский психолог дает ребенку определенные задания.
Сначала малыш выполняет простые упражнения: просеивает песок через пальчики, закапывает монетки или пуговицы, делает в песке ямки, канавки. Затем, в зависимости от возраста ребенка и цели, поставленной перед психологом, задачи усложняются. Например, врач предлагает малышу расставить в ящике игрушки, фигурки, домики и создать такую композицию, какую он захочет. Такое упражнение дает возможность психологу понять, что именно беспокоит ребенка. Приветствуется построение из песка замка своей мечты. Можно создавать экстремальные случаи («наводнения», «потопы»), вызывая у малыша естественное желание спасти любимые игрушки от опасности.
Песок в детских кулачках самым благоприятным образом воздействует на развитие мелкой моторики рук. В процессе игры с песком расширяется словарный запас, ребенок увлекается и даже не заметит, как мучающая его проблема «выплеснется» наружу. Психолог зафиксирует этот факт и в ходе игры поможет малышу преодолеть его тревоги.
Таким образом, песочная терапия для детей – замечательный метод диагностики и решения психологических проблем и эмоционального развития ребенка.