Мы привыкли думать об угревых прыщах — акне — как о почти непременном атрибуте переходного возраста. «Пубертатный период, гормональная перестройка, усиленный рост», – объясняют нам дерматологи. Но столь назойливые в юности прыщи зачастую не хотят расставаться с нами и в более поздние годы жизни.
Нет-нет да и заявят о себе во всей своей красе. Какие теперь сигналы подает нам наш «внутренний распорядитель»? Мало сна?.. Много стресса?.. Опять гормоны?.. Или что-то съели?..
Вопрос о связи питания и угревой сыпи интересовал медицинские сообщества и раньше. Практикующие в конце 19-го начале 20-го веков врачи очень часто предписывали диету от прыщей в качестве дополнительного средства лечения. Однако в середине прошлого века в результате неумело спланированных исследований связь питания и угревых высыпаний вышла из поля зрения дерматологов.
Но проблема угревых прыщей осталась и, более того, с годами приобрела по-настоящему эпидемический характер. В индустриальных странах от 79 до 95% тинейджеров испытывают на себе все «прелести» акне.
Если раньше вопрос прыщавости часто сам собой разрешался после окончания школы (или по завершении периода пубертатного созревания), то теперь картина поменялась существенно.
Озвучу такие цифры.
В США, согласно Journal of the American Academy of Dermatology, по данным 2002 года, около 54% женщин и примерно 40% мужчин в возрасте старше 25 лет все еще не могут расстаться с угревыми прыщами. Акне присутствует у 45% женщин в возрасте 20-29 лет и 12% в возрасте 41-50 лет (Massachusetts General Hospital 2011).
Чем не свидетельство того, что корни угревой проблемы уходят намного глубже гормональных перестроек, характерных для трудного переходного возраста. Число людей, страдающих от акне, растет с каждым годом по всему миру, как, впрочем, и в случае многих других хронических состояний и синдромов, расцветших на почве индустриализации.
В этой связи в последнее время в дерматологии вновь наблюдается повышенный интерес к идее применения диетического подхода в лечении акне и создании диеты от прыщей.
Ученых заинтересовал феномен, обнаруженный в среде примитивных народов, ведущих собирательный образ жизни. Среди обследованных 1200 папуасов с острова Китава в Новой Гвинее и 115 индейцев в Парагвае не было найдено ни единого случая акне.Согласитесь, что если случайным образом собрать более такое количество людей, живущих в современном цивилизованном обществе, то нет абсолютно никакой надежды, что среди них не найдется хотя бы одного случая угревого высыпания.
Диета от прыщей: только факты
Как известно, рацион племен, ведущих изолированный образ жизни, сильно отличается от стиля питания современного человека.
К примеру, основная пища папуасов с острова Китава — это коренья (таро, ямс, батат), фрукты (бананы, манго, гуайява, ананас), рыба и кокосы. Что-либо другое в их питании — большая редкость.
О молочных продуктах, кофе, чае, хлебе, крупах, сахаре, соли, жирах и полуфабрикатах им вообще мало что известно. Но самое важное: практически все употребляемые ими углеводы имеют низкую гликемическую нагрузку.
Кстати будет добавить, что это исследование стало впоследствии одним из основополагающих в создании Палеолитической модели питания. Автор исследования, Лорен Кордейн, указал на вполне убеждающие с научной точки зрения факты, которые впоследствии подтвердились и экспериментальными исследованиями. Акне — болезнь западной цивилизации.
Другим, еще более наглядным подтверждением статуса акне как бича цивилизации может служить пример образа жизни эскимосов (инуитов). Доктор Шейфер, который по долгу службы жил в среде эскимосов с 1940 по 1970 годы, стал свидетелем трансформации этой этнической группы из каменного века в эпоху космонавтики, со всеми вытекающими последствиями…
На протяжении всего 30-летнего «эволюционного периода» доктор вел дневниковые записи об образе жизни инуитов, в том числе следил и за их рационом. В середине прошлого века состоял он в основном из рыбы и мяса диких животных, небольшого количества зелени и диких растений, собранных в летнее время. Другой еды поначалу попросту не было.
Изменение уклада жизни, сокращение в рационе доли пищи, добытой охотой и рыболовством и, напротив, увеличение доли легкодоступных обработанных продуктов питания (хлеба, крупы, муки, сладостей и пр.) сказывалось и на здоровье подопечных доктора. Количество пациентов с ранее ими неведомыми или редко встречающимися болезнями (в числе которых были диабет, сердечно-сосудистые заболевания, аутоиммунные состояния) стало неуклонно расти.
Вот что в 1971 году доктор сообщил в своем дневнике в этой связи и об акне:
«…Другое состояние становится все более распространенным — acne vulgaris. Практически неизвестное инуитам раньше, теперь можно легко встретить среди тинейджеров в эскимосских селах. Намного меньше случаев акне в удаленных местах. Приезжающие к нам по долгу службы люди замечают, как сильно за это время поменялся облик эскимосов…»
Различия длиной в пропасть в рационе человека из примитивного общества и представителя современной цивилизации во многом объясняют причины нарастающей эпидемии акне. Взять, к примеру, типичный рацион американца.
70% (в расчете по суточной калорийности) занимают в нем высокообработанные продукты – сахар в разных формах, молочные продукты, крупяные и мучные изделия, рафинированные растительные масла, соль, кофе, алкоголь и пр.
В 2005 году эффективность диетического вмешательства изучалась в хорошо спланированном исследовании с участием 43 австралийских пациентов с акне.
Предписанная экспериментальной группе диета состояла на 25% из белков (от общего количества калорий), 30% — жиров, а остальные 45% приходились на углеводы, имеющие к тому же низкий гликемический индекс.
Рацион контрольной группы, напротив, базировался в большей степени на углеводах, гликемический индекс при этом не учитывался. В ходе исследования измерялось количество угревых высыпаний и чувствительность организма к инсулину.
Спустя 4 месяца с начала эксперимента стало очевидно, что менее углеводная диета, основанная на продуктах питания с низким гликемическим индексом, способна улучшить симптомы акне и одновременно сгладить гормональный фон – повысить чувствительность к инсулину. В качестве побочного эффекта (или бонуса!) в экспериментальной группе была отмечена попутная нормализация веса участников.
Как видим, чисто внешние, косметические проблемы могут быть напрямую связаны с общими показателями (не)здоровья: инсулиновой резистентностью, наличием внутреннего воспалительного процесса, очень часто сопровождающимися излишним весом.
Резонно предположить, что именно стремление хорошо выглядеть способно обратить внимание молодежи к рациону и образу жизни. В этом случае вовремя и правильно организованное питание поможет не только облегчить разрешение вопроса прыщей, но и уменьшить отдаленные риски развития более серьезных хронических заболеваний, вызываемых все теми же метаболическими процессами в организме.
Источник - информации.