Правильное общение: коммуникативные способности дошкольников
Формирование способности к коммуникации, то есть общению, имеет важнейшее значение для социального и психологического развития ребенка. Оптимальные результаты отмечаются, когда обучение необходимым навыкам происходит в игровой форме.
Социальные психологи определяют дошкольный возраст как переломный в становлении коммуникативных навыков ребенка. В этот период ребенок начинает активно общаться со сверстниками, осваивает новые знания, сталкивается с различными моделями поведения.
Чтобы взаимодействие дошкольников происходило бесконфликтно и несло положительные эмоции, педагоги детского сада и сами родители должны отводить большую роль развитию у них коммуникативных способностей. Это позволит в дальнейшем облегчить адаптацию ребенка к школе, воспитать гармоничную личность.
Что дает развитие коммуникативных способностей
Ребенок дошкольного возраста, чьи навыки общения были умело скорректированы, обладает следующими качествами:
- активность; - отзывчивость; - общительность; - адекватная самооценка; - знание основных правил поведения; - эмоциональная уравновешенность; - умение вести диалог со сверстниками и взрослыми; - умение избегать конфликтов; - владение интонациями, мимикой, богатый словарный запас.
Методы развития коммуникативных способностей
Общение через игру. Ребенок дошкольного возраста в силу своих психологических особенностей лучше всего воспринимает новые знания и усваивает навыки, если они были поданы в игровой форме. Именно поэтому обучение приемам общения должно проводиться с использованием игр, направленных на развитие эмоций, формирование умений избегать конфликтных ситуаций.
Наибольший эффект достигается, если педагог или родители применяют различные пособия и атрибуты в сюжетно-ролевых играх (игрушки, мячики, ленты) и демонстрируют стиль правильного поведения на собственном примере.
Общение через музыку. Особенность музыки напрямую влиять на эмоциональное состояние человека может с успехом использоваться для развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Музыкальное воспитание детей не только приобщает их к классическому искусству и формирует хороший вкус, но и способно значительно ускорить процесс закрепления навыков общения.
Музыка может применяться фоном во время игр на развитие коммуникативных способностей у детей, или же прослушивание музыкального произведения становится главной целью занятия. К музыкотерапии также относятся пение, танцы, ритмика, обучение дошкольников игре на несложных музыкальных инструментах, дирижированию. Все эти действия сплачивают детский коллектив и повышают самооценку каждого отдельного ребенка.
Общение через театральную деятельность. Участие в театрализованных постановках успешно помогает дошкольникам преодолеть такие качества, как робость, застенчивость, неумение вести диалог со сверстниками, излишнюю агрессивность и эгоизм.
Разыгрывание на сцене различных ситуаций развивает и закрепляет коммуникативные способности ребенка, прививает интерес к художественной литературе, обогащает словарный запас, учит невербальному общению. Театральное творчество корректирует эмоциональный фон дошкольника, на наглядном примере знакомит его с основными понятиями добра и зла, развивает фантазию и знакомит с многообразием окружающего мира.
Источник - информации.