Креативные игры и художественная деятельность имеют важное значение для ребенка. Дошкольники – дети в возрасте от трех до семи лет – именно через творческую деятельность выражают свои мысли и чувства, совершенствуют мелкую и крупную моторику. Стимулирование творческих способностей ведет к гармоничному умственному, эмоциональному и социальному развитию ребенка.
Творчество – это не только процесс создания уникально новых материальных и духовных ценностей, но и использование абстрактного мышления для решения различных задач.
Креативность — навык, который необходим детям для успешного обучения в школе. Ученые доказали, что именно дошкольный возраст – самое благоприятное время для развития творческих способностей.
Стимулирующая среда для развития творческих способностей дошкольников
Развитие творческих способностей дошкольника начинается с создания для ребенка такой среды, которая будет стимулировать его. У детей в свободном доступе должны быть материалы для креативной деятельности, такие как краски и карандаши, мелки, альбомы для рисования и различные материалы для лепки: пластилин, глина, цветное тесто.
Настольные игры, пазлы, конструкторы, блоки из различных материалов, детские музыкальные инструменты, книги и диски со стихами, сказками, песенками – все это побуждает ребенка к неструктурированной игре и развивает его воображение.
Комната ребенка должна быть украшена различными произведениями искусства – картинами, статуэтками, художественными проектами, и все это необходимо размещать на уровне глаз маленького человека, в доступных для него местах.
Даже самая прекрасная статуя бесполезна для творческого развития дошкольника, если он не может ее рассмотреть подробно, потрогать руками. Не отказывайтесь от сложных и непонятных объектов – они увлекают ребенка, разжигают его воображение.
К развивающей среде относится и то, чем ребенок может заниматься на компьютере. Дайте ему доступ к различным урокам и программам, созданным специально для детей его возраста.
Различные материалы для творчества
Для развития творческих способностей дошкольников важны не только те предметы, которые специально созданы для игры, рисования и конструирования. Используйте предметы быта, поощряя нестандартное мышление ребенка. Так, из пустых картонных коробок можно смастерить домик, животных, машинки, старые газеты превращаются в материал для папье-маше, журналы – в коллаж, пластиковые крышки от бутылок — в «ювелирные изделия».
Содействие взрослых
Исследования доказывают, что отношение взрослых, их содействие – один из главных факторов в развитии творческих способностей дошкольника.
Занимаясь с ребенком, нужно ставить перед ним такие задачи, у которых есть потенциал для креативного мышления, а не один правильный ответ. Позвольте ребенку самому осмыслять деятельность, а не следовать шаг за шагом за инструкцией.
Поощряйте творческие игры, интересуйтесь ими, задавайте ребенку вопросы, показывающие, как вам интересна его деятельность. Не будьте критичны: идеи ребенка стоит одобрять, как бы фантастичны они ни были. И обязательно хвалите не только результат творческой деятельности дошкольника, но и креативные идеи и методы, которые он применяет в процессе.
Музыка, танец, спектакль
Для развития творческих способностей дошкольника важно не только водить его по музеям, театрам, концертам, но и стимулировать его самостоятельную деятельность в этом направлении. Разыгрывайте с ним домашние спектакли, играйте в ролевые игры, танцуйте и пойте песенки.
Не обязательно покупать пианино, чтобы ребенок мог создавать свою музыку — подойдут кастрюльки, пластиковые бутылки, наполненные крупами, ложки (деревянные и металлические), позвольте дошкольнику самому придумать, на чем он может сыграть.
Скажите себе «нет»
Есть привычные вещи, которые когда-то казались педагогам и родителям правильными, но сейчас доказано, что они мешают развитию творческих способностей дошкольника. Взрослые не должны делать следующее.
Наблюдать за ребенком, не участвуя в его деятельности, а также следить за дошкольником постоянно. Стоит не только играть с ребенком, но и давать ему возможность чем-то заняться в одиночестве. Оценивать его творчество по привычной шкале. Исследователи доказали, что когда дети ждут награду за «правильные» ответы или поведение, они стремятся угодить взрослым, и это мешает их творческому развитию, они учатся искать стандартные выходы, а не мыслить креативно. Критиковать как результат, так и сам процесс, а также идеи ребенка. Ищите во всем то, что можно похвалить, а недостатки указывайте, только акцентируя внимание на том, как их можно исправить. Отмахиваться от вопросов ребенка как от нелепых или «неправильных», избегать вопросов, ответов на которые вы не знаете. Развитие творческих способностей дошкольника возможно только тогда, когда ум его находится в интеллектуальном напряжении – поощряйте любознательность и покажите, что некоторые ответы нужно искать, размышляя над ними.
Источник - информации.