Первый поход в детский сад или переход в новый сад – стресс для ребенка, которому предстоит привыкнуть к новому месту. Как вести себя родителям, чтобы помочь ребенку легко пережить адаптацию к детскому саду?
Для одних детей начало посещения детского сада может пройти незаметно, для других - оказаться сильным стрессом. Чтобы ребенок чувствовал себя спокойно в сложный переходный период, важно правильно психологически настроить его.
Возраст и темперамент
Считается, чем раньше малыш отдан в ясли, тем быстрее и легче он адаптируется в социальной среде. Труднее всего привыкать к новой обстановке эмоционально развитым детям.
Обычно в возрасте 3,5-4 лет привычки и характер ребенка уже во многом сформированы. Принять новый коллектив уже сложнее. Особенно если малыш меланхоличный или флегматичный.
Часто такие дети испытывают страх в новой обстановке, перед новыми взрослыми (воспитателями) и сверстниками. Боязнь делает их более ранимыми, обидчивыми, плаксивыми.
Контакты со сверстниками
Зачастую взрослым бывает сложно видеть, как тяжело адаптируется к новой обстановке малыш. В первые дни в детском саду у ребенка снижается социальная активность. Даже общительные, оптимистичные дети становятся напряженными, замкнутыми и беспокойными.
Многим нужно посидеть в стороне, чтобы сориентироваться в окружающей обстановке. Не стоит расстраиваться, если ребенок не общается с другими детьми. У малышей 2-3 лет еще не развиты понятия о совместных играх, поэтому они играют не вместе, а рядом друг с другом.
Советы родителям
Чтобы помочь ребенку адаптироваться в детском саду, взрослым самим не мешает успокоиться и «накачаться» уверенностью. Не стоит перегружать малыша в период адаптации. Хорошо бы для начала поговорить с воспитателем. Первое время малышу понадобится постоянное внимание и поддержка с его стороны. Излишняя требовательность и принципиальность воспитателя могут ранить психику ребенка. В присутствии ребенка важно положительно отзываться о новом детском саде и воспитателях. Ребенок должен слышать, что, по общему мнению, новый детский сад ничуть не хуже, а даже лучше прежнего.
Благоприятная атмосфера дома
Очень важно, чтобы дома была спокойная и бесконфликтная атмосфера. Если родители будут дружелюбными, то ребенок будет подсознательно чувствовать себя намного спокойнее и увереннее. Нужно чаще обнимать малыша, гладить, целовать, говорить с ним ласково, отмечать успехи, улучшение в поведении.
Взрослым нужно чаще проводить время с ребенком, играть с ним, читать сказки. И дети в отношения со сверстниками будут переносить модель поведения своих родителей. Адекватность и спокойствие позволит им легко адаптироваться в коллективе.
Растерянность и потеря навыков
В период адаптации к детскому саду ребенок может временно «откатиться» назад в развитии: например, потерять навыки самообслуживания (одеваться, раздеваться, пользоваться столовыми приборами, платком или горшком). Здесь важна правильная реакция и воспитателя, и родителей.
Нужно проявить терпение и понимать, что это не капризы ребенка. Поэтому ни в коем случае нельзя стыдить или ругать его. Со временем все восстановится, и ребенок начнет осваивать новые умения.
Признаком успешной адаптации будет восстановление нормальной активности дома и в саду.
Сон и аппетит
При смене обстановки может сбиться режим дня. Малыш, хоть и привык к дневному сну и определенному времени принятия пищи, может капризничать и отказываться спать в положенное время или есть. Беспокойный сон или потеря аппетита – явления временные. Как только ребенок примет новый детский сад и свою группу с воспитателем, все восстановится.
Кому вести в детский сад
Замечено, что дети по-разному расстаются с родителями в саду: с одними спокойно, с другими болезненно. Поэтому в период адаптации особенно важно, чтобы ребенка отводил в сад тот родитель, с которым он легко расстается. Уходить нужно уверенно, не оборачиваться. Из-за колебаний взрослых дети переживают сильнее.
Нельзя наказывать или стыдить малыша за то, что он плачет при расставании, лучше спокойно и уверенно обозначить время, когда за ним придут: когда поспит или после прогулки.
Важно быть пунктуальными, иначе в следующий раз ребенок не поверит вам и будет чувствовать себя брошенным и ненужным.
Источник - информации.