Анатомия и заболевания среднего уха

Анатомия и заболевания среднего уха Анатомия среднего уха человека представлена в виде барабанной перепонки и слуховой трубы, которая соединяет орган слуха с носоглоткой. Непосредственно полость среднего отдела уха локализована в височной зоне между наружным и внутренним ухом. Звук поступает в слуховой проход, отражается от перепонки и затем уже направляется к лабиринту.

Физиология органа слуха

Размер барабанной перепонки и полости, в которой она находится, составляет всего один кубический сантиметр. Визуально этот отдел напоминает барабан, который немного наклонили в направлении ушного прохода. Ухо состоит из шести стенок барабанной полости, в частности:

Строение среднего уха

- Латеральной стены, которая локализована между барабанной перепонкой и костью органа слуха. Анатомия среднего уха представлена в виде двух слуховых косточек молоточка и наковальни. Именно в этом отделе уха наиболее часто возникают различные воспалительные процессы.
- Медиальная стенка, расположенная непосредственно вблизи лабиринта. Она состоит из двух окон – круглого и затянутого. Оба эти отверстия ведут по направлению к улитке.
- Задняя стенка, закрывающая барабанную полость и имеющая некое возвышение. В этом отделе обычно скапливаются нагноения, являющиеся результатом воспалительного процесса.

- Передняя стенка барабанной перепонки, расположенная в непосредственной близости от сонной артерии, и имеющая ряд внутренних отверстий для прохождения слуховой трубы. Из-за того, что передняя стенка барабанной перепонки у детей и новорожденных анатомически полностью открыта, это повышает риски для попадания инфекции из носовых пазух в ухо маленького человека. Опасность заключается в том, что инфекционный процесс достаточно быстро может распространиться на головной мозг.
- Верхняя стенка барабанной перепонки, предназначенная для отделения черепа и уха.
- Нижняя стенка, закрывающая череп и непосредственно само среднее ухо.

Нервы, мышцы и сосуды органа слуха

Но, на этом строение среднего уха не заканчивается. В нем также имеются 3 небольшие слуховые косточки, которые именуются как молоточек, наковальня и стремя. Там, где ухо соединяется с суставами, обеспечивающими его подвижность, расположена пластинка стремени. Это место полностью выстлано соединительной тканью, повреждение которой ведет к нарушению проводимости звукового сигнала и впоследствии вызывает снижение слуха.

Принцип работы среднего уха заключается в полноценной звукопроводимости внешних шумов непосредственно от барабанной перепонки к так называемому окну преддверия уха.

Среднее ухо человека представлено в виде ряда артерий, лимфатических сосудов, а также нервных сгустков. Артерии локализованы в непосредственной близости от барабанной перепонки и ее ветвей. Лимфатические сосуды пронизывают глотку человека и проникают в ухо.

Ответвления сосудов можно наблюдать позади ушной раковины. Проникновение инфекции в носоглотку в большинстве случаев сопровождается воспалением заушных лимфоузлов. Нервные корешки, в свою очередь, отходят от сонной артерии и проникают в барабанное сплетение.

Патологии органа слуха

Заболевания среднего уха являются наиболее распространенными среди ряда патологий в отоларингологии. Они протекают крайне сложно в силу того, что среднее ухо расположено в непосредственной близости от черепной ямки, носоглотки и верхних дыхательных путей. Это означает, что инфекция, попадающая в эти органы, стремительно разносится по этим органам.

Все патологические процессы, поражающие ухо, затрагивают головной мозг, нос и горло.

Именно поэтому врачи рекомендуют обращаться в медицинское учреждение сразу же, как вы почувствовали какое-либо недомогание в области верхних дыхательных путей. Тоже касается таких симптомов, как головная боль, насморк, шум (звон) в ушах и т.д.

Среднее ухо так анатомически устроено, что все заболевания, которые поражают слуховую трубу, оболочку мозга и др. являются очагом инфекции соседних органов и систем жизнедеятельности. Нередко такие состояния заканчиваются тяжелыми острыми осложнениями в виде тромбоза сосудов, менингита, инфекционных процессов головного мозга, гнойных выделений из носоглотки и ушного прохода.

Среднее ухо очень чутко реагирует на любые перепады как внешнего давления, так и внутреннего. Реакция на подобные изменения может сопровождаться разрывом барабанной перепонки, нарушениями сосудистой системы, возникновением аэроотита.

Классификация воспалительных процессов

Абсолютно все воспалительные процессы среднего уха можно классифицировать по форме протекания на острые и хронические, протекающие с осложнениями и без, гематогенные и тубогенные, а также специфические и нет.

Наиболее распространенными патологиями среднего уха являются следующие:

- Катар ухо, протекающий в острой форме;
- Хронический катар;

- Воспалительный процесс среднего уха;
- Катаральное воспаление, протекающее в неперфоративной форме;
- Аллергическая реакция, выраженная в виде отита;
- Отит
- Мастоидит;
- Механические повреждения уха;
- Контузионные процессы;
- Травмы различной природы, поражающие височную область;
- Мезотимпанит;
- Грипп;
- Сифилис и туберкулез среднего уха.

Симптомы воспалительных процессов органа слуха

Заболевания среднего уха протекают в основном в форме катарального и гнойного отита. Причина возникновения катарального отита лежит в нарушении функции слуховой трубы. В результате этого процесса ухо начинает наполняться выделениями гнойного характера. Подобная патология протекает сравнительно в легкой форме и не вызывает тяжелых осложнений. Если же не определить заболевание вовремя, то оно перетекает в хроническую форму под названием экссудативный средний отит.

Гнойный отит, характеризующийся серьезным воспалительным процессом, практически всегда характеризуется осложнением. В этом случае правильная и точная диагностика, а также последующее лечение ведут за собой полное выздоровление. Своевременная терапия позволяет устранить общую симптоматику патологии и закрыть полость барабанной перепонки. Как правило, слух восстанавливается в 95% клинических случаев.

Острый гнойный отит может развиваться по иному пути. Если в ушном проходе начнет скапливаться экссудат в виде гноя, то это приводит к образованию спаек. Это заболевание отягощается мнимым выздоровлением, во время которого человек начинает чувствовать себя намного легче. Как правило, если симптомы исчезают, то это не означает, что патология отступила.

Состояние барабанной полости может на некоторое время нормализоваться, но перфорация при этом не закрывается полностью и даже не рубцуется. За течением болезни необходимо следить в течение года, так как основные симптомы могут появиться через несколько месяцев.

Если острый гнойный отит возобновляется спустя некоторое время, то такая патология имеет название рецидивирующий отит. Эта форма заболевания крайне опасна, ведь помимо снижения слуха, у человека может начаться рубцевание барабанной перепонки и ее последующая перфорация.

При возникновении неприятных ощущений в области уха, головных болей, повышенного давления в височной области, а также пережитых черепно-мозговых травм и иных воспалительных процессов, необходимо в срочном порядке записаться на прием к врачу-отоларингологу. Диагностика при этом должна быть направлена не только на осмотр среднего уха, но также и на исследование степени восприятия звука. Обязательно настаивайте на проведении аудиограммы, которая позволит выявить снижение слуха на ранней стадии.

25 декабрь 2015