Дети часто делают что-то не так, как бы хотели родители. Поэтому реакция родителей на ошибки ребенка может быть слишком бурной. Как научится правильно реагировать и главное не травмировать детей? Об этом пойдет речь в данной статье.
Некоторые возможно возразят, как быть спокойным или спокойной, если ребенок что-то сделал не так как надо. Как не раздражаться? Дети часто допускают ошибки, и родители, видя эти ошибки, сразу хотят исправить и таким образом помочь. Но после ряда замечаний со стороны родителей ребенок расстраивается и у него пропадает желание продолжать начатое дело.
Родители любят делать своим детям замечания по разному поводу. И, конечно же, дети разные и их реакция тоже бывает разной. У одних портится настроение, другие бунтуют, третьи обижаются, четвертые теряются вовсе. Реакция у всех разная, но вывод можно сделать один детям не нравится, как с ними обращаются. Для того чтобы их понять необходимо вспомнить себя в детстве. Очень часто родители не помнят или не хотят помнить, как они себя вели, когда были маленькими, но такие воспоминания о прошлом помогут найти общий язык со своим ребенком. Ведь он сейчас точно в таком же возрасте, думает и чувствует все также как вы в детстве.
Быстро ли у вас получилось правильно написать букву? Тщательно замести пол? Качественно забить гвоздь? Конечно, сейчас это, кажется проще простого, и сделать все это не составит труда. Но здесь нужно помнить, что на данный момент вам это просто сделать, а когда вы были маленькими, как это получалось у вас?
Вот здесь кроется ошибка родителей, они пытаются навязать ребенку свою простоту в этих делах, хотя на самом деле ребенку все дается с большим трудом. Требовать от ребенка такого это несправедливо и неправильно. И неудивительно, что возникают недоразумения и конфликты. Если сказать прямо, то ребенок вправе обижаться на вас.
Давайте представим маленького малыша, который делает свои первые шаги. Ему пока трудно держать равновесие, он покачивается из стороны в сторону и напряженно двигает своими ручками. Он очень доволен и горд, что у него уже получается ходить. В такие моменты родителям и в голову не придет поучать своего ребенка и говорить: «кто так ходит? Не надо качаться из стороны в сторону… сколько раз я тебе говорю, не маши руками… давай пройди еще раз, только в этот раз правильно». Ребенок доволен уже тем, что у него уже что-то выходит, пусть он идет не твердо и неуверенно, но он идет.
Конечно, любой здравомыслящий человек так говорить своему ребенку не будет. Но эта иллюстрация помогает понять, что с психологической точки зрения различные критические замечания, обращенные к ребенку, также выглядят нелепо. Ребенок учиться делать что-то сам, пускай у него пока это не очень выходит, но со временем будет лучше. И это нужно понимать родителям.
Когда ребенок сам что-то делает, тогда он может извлечь некоторые важные уроки. Во-первых, он получит знания, определённые умения и опыт. Во-вторых, тренируется способность учиться. В-третьих, от своего занятия он получит эмоции, это могут быть положительные эмоции – удовлетворение, уверенность в себе и своих силах или же отрицательные – разочарование и неуверенность. Эти все моменты важны для его жизненного опыта и формирования личности.
Если ваш ребенок делает что-то не умело не нужно его критиковать и исправлять. Родителям нужно обращать внимание в первую очередь на то что у ребенка уже получается, а не на то, что не получается, тем более если ребенок искренне старался сделать хорошо, но пока у него это не вышло.
Возможно, некоторые родители могут спросить, как можно научить своего ребенка, если не указывать на его ошибки? Конечно, ребенок должен знать свои ошибки, но указывать на них нужно очень осторожно. Не стоит замечать каждую ошибку ребёнка. Если ребенок и допустил ошибку то указать на нее нужно не в сию же минуту, а спустя некоторое время в спокойной обстановке. Кроме того все замечания нужно делать на фоне одобрения. Чтобы ребенок понимал, что исправляют его, потому что любят и хотят для него только лучшего.
Часто родители хотят добиться от своих детей быстрых и лучших результатов, а зачастую выходит совсем наоборот. Многие дети после критики родителей и вовсе не хотят браться за что-то новое, у них сложилось мнение о себе, что все ровно ничего не выйдет. И кто в этом виноват? Конечно, родители, ведь своими замечаниями и постоянной критикой они могут отбить охоту у детей учиться, познавать и делать что-то новое. А это уже новая проблема, к тому же очень серьезная, предупредить ее возможно - это правильно реагировать на ошибки ребенка.
Поэтому родителям нужно применять в жизни важное правило – когда ребенок занят делом, не нужно вмешиваться, до тех пор, пока об этом не попросит сам ребёнок. Таким образом, родители дают понять ребенку, что верят в него и что у него все получиться.
Что можно предпринять? Вот некоторые рекомендации. Нужно выбрать одно из нескольких заданий которое ваш ребёнок выполняет, но не совершенно. Когда ребенок будет выполнять это задание не нужно вмешиваться, пусть все сделает сам. В конце проделанной работы нужно его похвалить, несмотря на результаты. Из тех ошибок которые допустил ребенок нужно выбрать 2-3 и в спокойной обстановке их обсудить. Главное при этом иметь подходящий тон голоса.
Конечно, у родителей не будет все сразу получаться, но со временем можно правильно реагировать на ошибки которые совершает ребенок. Ведь гораздо важнее это сохранить теплые и близкие взаимоотношения с сыном или дочерью, чем добиться совершенства в каком-то деле пожертвовал более важным.